Найди друга |
Вы когда-то учились в Техноложке?
Заходи и найди
своих друзей! |
|
КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Заведующий кафедрой кандидат технических наук,
доцент
Люторович В. А.
О кафедре
Как самый долгий путь начинается с первого шага, так и становление
инженера начинается с освоения графических дисциплин. Значимость их
определяется тем, что графика это: общепринятый и общепризнанный язык
техники; средство осознания трехмерного пространства, гармонии объектов, в
нем существующих, и отражения их в доступной форме на плоском листе
чертежа, рисунка; наиболее компактное представление о новых объектах,
созданиях разума и рук человека. Графический образ - первый шаг
материализации замысла в технический объект. Глубокое понимание важности
графической подготовки при экономии средств на ее реализацию проявил
основатель Технологического института Е. Ф. Канкрин, заметив по поводу
найма преподавателей "рисования" в 1828 году: "Согласен с предложением, но
прежде чем приступить к принятию надобно сделать план сему учению". И
далее отмечает необходимость исполнения учащимися работ "линеарного и с
вольной руки" с образцов фигур (в меньшей мере) и "цветов и орнаментов".
Первыми преподавателями графических дисциплин в институте были Витгефт
из горной школы графини Строгановой и академик академии художеств Чухломин
(вели рисование), поручик Княжевич (вел начертательную геометрию и
алгебру). О прообразе кафедры графики очевидно можно говорить в связи
с приходом в институт из военного ведомства К. Х. Рейсига в 1834 году,
который "для распространения столь необходимого искусства рисования между
классом ремесленников" сумел "учредить особые публичные уроки по
воскресеньям и праздничным дням после божественной литургии". Он
существенно пополнил материальную базу института, пожертвовав ему 46
готовален, 12 луп для граверной мастерской и 269 листов чертежей столовых
часов французских фабрик. В 1835 году К. Х. Рейсиг становится начальником
первой инстанции технического комитета, оперативно руководившим учебной
работой. Первые упоминания о трудах по графическим дисциплинам
преподавателей Технологического института относятся к 1853 году и связаны
с именем А. Х. Редера. Он сменил в 1851 году своего брата К. Х. Редера,
работавшего в институте с 1843 года, и через два года издал "Теорию
теней", а затем в 1861 году "Приложение начертательной геометрии к
рисованию" и "Изометрические проекции". В этот период непродолжительное
время преподавал черчение Д. К. Чернов, впоследствии известный металлург.
В 1857 году Е. Н. Андреев после заграничной командировки убедил
руководство института в целесообразности сокращения в высших классах
черчения с целью расширения проектирования по механике и введения
проектирования по строительному искусству и химической технологии.
Целесообразность расширения проектирования подтвердило решение Учебного
комитета от 1861 года усилить его по всем упомянутым направлениям.
1861-1863 годы были этапными и для преподавания графических дисциплин. В
этот период складывается кафедральная структура института. Старший
преподаватель, отставной полковник артиллерии Н. И. Макаров написал книгу
"Полный курс начертательной геометрии в шести отделениях с атласом
чертежей". Она выдержала шесть изданий с 1870 по 1898 год. Тогда же Н. П.
Дуров выпустил руководство по геометрическому черчению, А.Ф. Маккавеев
печатает книгу "Проекционное черчение с натуры". К концу века институт
располагал учебной литературой по всем видам графических работ,
предусматриваемых учебным планом того времени. О том, что работа студентов
над графическими заданиями не была простой, говорит тот факт, что среди
требований, выдвинутых в ходе студенческих волнений в октябре 1874 года,
было "сокращение числа чертежей и рисунков и продление сроков их сдачи". С
приходом к руководству институтом в 1875 году И.А. Вышнеградского, часть
этих требований была выполнена, установлена "срочность сдачи графических
работ" с разрешением приема даже незавершенных чертежей. Их предписывалось
заканчивать перед экзаменационным осмотром, наличие которого
свидетельствовало о высоких требованиях к качеству исполнения работ.
Получить представление о работах можно по "Собранию задач по
начертательной геометрии", составленному анонимом с инициалами Н. Б., и
официально изданному собранию чертежей студентов Технологического
института, на который имеется ссылка в книге П. И. Межеричера
"Общедоступный курс машиностроительного черчения", изданной в
Санкт-Петербурге в 1906 году. В институте преподавали графику Г. Ф. Депп,
будущий директор института, передавший в музей института коллекцию
образцов разрушения паровых котлов, специалист в области проектирования
паровых машин, М. А. Дешевой - глава династии преподавателей высшей школы
Санкт-Петербурга и многие другие. В начале двадцатого века графические
дисциплины преподают разносторонние специалисты, что позволяло им
переходить на новые кафедры, в лаборатории и мастерские института.
Несмотря на потери, связанные с эмиграцией специалистов в 1919 году,
кафедра сохранила высокий потенциал преподавателей, чему способствовало
появление среди них доцента Д. Г. Ананова, ставшего позже заведующим. Его
имя носит предложенный им метод условных разверток, используемый при
построении проекций линий пересечения гранных поверхностей, им написан
"Курс начертательной геометрии", выдержавшей шесть изданий до 1940 года.
Отрицательно сказалось на преподавании графических дисциплин отделение от
института механического факультета, сокращении времени подготовки
специалистов до трех с половиной лет. В предвоенные и первые послевоенные
годы при участии Н. К. Бурдина, заведующего кафедрой с 1945 года Г. М.
Дешевого, Г. Д. Павлова, Н. Е. Монченко, Я. И. Родного, Г. Н.
Сыромятникова, Б. Я. Мирошниченко была восстановлена совершенная методика
преподавания начертательной геометрии, сохраняемая на кафедре до
настоящего времени. К этому периоду относится развитие методов оценки
точности инструментальных графических построений и связанных с ними
методов разметки изделий при их изготовлении. Кафедра продолжала
традиционное обучение по устоявшейся и проверенной годами схеме:
выполнение чертежей изделийобразцов с натуры, чтение чертежей с
воспроизведением формы и размеров на чертежах деталей и сборочных единиц.
В начале семидесятых годов кафедра получает название "Кафедра инженерного
проектирования". В основу ее работы со студентами положен принцип
непрерывного обучения их методам выполнения проектно-конструкторской
документации. Сокращение времени занятий студентов графическими
дисциплинами до трех-пяти часов в неделю в течении двух семестров приводит
к разработке приемов программированного обучения и контроля. Многое в этом
направлении было сделано старшим преподавателем Ю. Г. Викуловым, а также
доцентом Д. Л. Кирилловым и старшим преподавателем Н. С. Мартыновым.
Изменяется содержание заданий по черчению на завершающем обучение
семестре. Студенты выполняют чертежи: технологической схемы по ее
описанию, общего вида химического аппарата, компоновки оборудования в
помещении на плане и в разрезах. Методическое обеспечение этих изменений
было разработано доцентом Р. Б. Соколовым и старшим преподавателем А. К.
Волковым. В 1980 году на кафедре стали выполнять чертежи с использованием
компьютерной технологии. Преподаватели совместно со студентами старших
курсов и преподавателями выпускающих кафедр разработали библиотеки
изображений типового оборудования, составленные по отраслевому принципу.
Значительный вклад в это внесли доценты Г. Н. Попова, А. Г. Капитоненко,
Т. Ю. Прищемихина, старший преподаватель С. Ю. Алексеев и другие. Успешная
работа по автоматизации проектно-графических работ связана с созданием при
кафедре специализированной лаборатории. Быстрое развитие вычислительной
техники, расширение возможности представления графических образов
поставили перед преподавателями кафедры новые задачи по разработке
конструкторских баз данных, адаптации обучающих технологий к
индивидуальным возможностям студентов. В этом направлении проводят работу
доценты В. П. Давыдов, В. Т. Кривой, В. А. Люторович, Г. Г. Хайдаров,
старшие преподаватели Т. Б. Васильева, В. А. Воробьева, И. И. Гнилуша, А.
В. Ермолаев, В. В. Свешников, Л. В. Симонова. Обновление парка
электронного оборудования лаборатории происходит при непосредственном
участии ректора, профессора А. С. Дудырева. Старшие преподаватели Т. Б.
Васильева и Л. В. Симонова ведут у студентов-технологов раздел "Основы
промышленного строительства", курируют выполнение дипломниками чертежей
компоновки оборудования в зданиях и на открытых площадках. Основная задача
кафедры - развитие пространственного воображения, построение изображений
изделий и оборудования, чтение и разработка проектно-конструкторской
документации - сохраняется неизменной и не зависит от применяемых в
обучении технических средств и технологических приемов изготовления
проектно-конструкторской документации. Успешное ее решение способствует
использованию полученных студентами знаний в инженерной и научной
деятельности.
Взято с
www.gti.spb.ru
|
About |
Design&Construction
DaRau
Copyright 2003-2004
Все права защищены.
0 |
|